ТЕЛЕВИЗОР СТАЛ ГЛАВНЫМ УДОВОЛЬСТВИЕМ РОССИЯН ИЗ-ЗА УГЛУБЛЯЮЩЕГОСЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
В программе «60 минут» на телеканале «Россия-1» обсудили знаменательные итоги социологического исследования, проведенного «Левада-Центром». Согласно данным этого опроса, самым главным удовольствием для 34% россиян является просмотр телевизора. Это вариант ответа значительно опередил такие ответы, как «получить хорошие деньги» (26%), «проводить время с детьми» (24%), «заниматься любовью» (12%), «работать в полную силу» (9%) и так далее. Причем, в сравнении с аналогичным опросом 2010 года, любовь россиян к телевизору заметно выросла, а вот популярность остальных процитированных ответов упала.
Комментируя результаты данного опроса, я увязал падение популярности таких ответов, как «получить хорошие деньги» и «работать в полную силу», с углублением экономического кризиса. По данным Росстата, в течение последних 4 лет реальные располагаемые доходы россиян падали. Какое удовольствие «работать в полную силу» за 20 тысяч рублей? А ведь примерно за такие деньги вынуждена сегодня работать большая часть населения страны. Кроме того, низкие зарплаты большинства россиян почти целиком уходят на самые насущные нужды и дают мало возможностей для развлечений. Даже сходить в кино для многих слишком дорого. Для досуга у людей и остается один телевизор. При этом на телеэкране – масса низкопробных шоу, которые, образно говоря, приучают людей подсматривать в замочную скважину. А ведь по-хорошему телевидение должно воспитывать, расширять кругозор, обучать, формировать в людях лучшие качества, как это во многом удавалось советскому телевидению.
Я отметил также агрессивность и навязчивость нынешнего телевидения. В нашем советском детстве как было? Посмотрел «В гостях у сказки» – пошел с друзьями играть в футбол. А сейчас – круглосуточные телеканалы с мультфильмами (и рекламой, специально «заточенной» на детей). У нашего поколения была масса времени для секций, кружков, игр на свежем воздухе. Советское телевидение оставляло людям – и детям, и взрослым – время на жизнь. А сегодня телеканалы стремятся поглотить зрителей полностью, заставить их (даже детей!) смотреть телевизор практически непрерывно. В то же время возможности бесплатно заниматься спортом, в сравнении с советской эпохой, резко сократились.
В тревожных данных этого опроса действительно можно увидеть целый клубок переплетающихся проблем современного российского общества.Подробнее в ВК