Почему ЦБ не использует все возможности для поддержки высокотехнологичных отраслей промышленности?
Спросил сегодня об этом председателя Центрального банка России Эльвиру Набиуллину.
Для развития страны сейчас необходимы серьёзные инвестиции в машины и оборудование. Однако в последние пять лет среднегодовой объём таких инвестиций – на 15% ниже уровня 2013 года.
ЦБ мог бы очень эффективно стимулировать кредитование приоритетных отраслей промышленности, если бы не только устанавливал одну ключевую ставку, но и использовал дифференцированные процентные ставки, предусмотренные статьёй 37 закона о Банке России.
Обычное возражение: это может разогнать инфляцию. Однако существует целый ряд способов адресно выделять деньги именно на приобретение машин и оборудования. В частности, можно создать отдельный инвестиционный контур финансовой системы с использованием цифрового рубля, который практически не будет влиять на потребительскую инфляцию.
«Почему же ЦБ РФ не использует весь возможный комплекс инструментов для поддержки высокотехнологичных отраслей, развитие которых так нужно стране?» – спросил я Эльвиру Сахипзадовну.
Набиуллина ушла от ответа на вопрос о том, почему ЦБ не стимулирует кредитование приоритетных отраслей промышленности с помощью дифференцированных процентных ставок. Она предпочла сосредоточиться на теме цифрового рубля и возможностей, которые он открывает.
Она согласилась, что «окрашенность» цифровых рублей действительно позволяет сделать так, что, если эти рубли выделяются предприятиям именно на закупки машин и оборудования, то использование их на другие нужды будет исключено.
«Но предприятие, которое вам продало оборудование, отправит эти деньги на выплату зарплаты, на закупку сырья», – сказала глава ЦБ. При этом она признала, что технически возможно по всей цепочке связанных друг с другом предприятий-поставщиков обеспечить расходование маркированных цифровых рублей строго на определённые нужды. Например, на закупки машин и оборудования, на строительство новых цехов. Однако, по её мнению, это «технически возможно, но экономически вряд ли будет работать».
Таким образом, она фактически отвергла идею создания отдельного инвестиционного контура финансовой системы, деньги из которого могли бы не попадать на потребительский рынок, а значит, и не подстёгивать инфляцию.
Завершила Набиуллина свой ответ тезисом о том, что высокотехнологичные компании во всём мире финансируются не столько за счёт кредитов, сколько за счёт рынка капитала. Получается, в России капитализм уже 34 года, а серьёзного рынка капитала, способного поддержать развитие промышленности, всё ещё нет. Будем ждать ещё несколько десятилетий появления такого рынка? Или, может быть, лучше прислушаться к предложениям КПРФ, способным обеспечить развитие высокотехнологичной промышленности уже сейчас?Подробнее в ВК




