При капитализме промышленности Поволжья нанесен колоссальный урон
В своем докладе на Социальном форуме в Оренбурге показал, что при социализме Поволжье быстро развивалось, а при капитализме – деградирует. В этом посте расскажу о том, что произошло с промышленностью. Все приводимые цифры относятся к регионам в нынешних границах Приволжского федерального округа.
Выплавка стали в регионах ПФО сейчас почти в два раза меньше, чем в конце советской эпохи. Еще больше пострадало машиностроение (слайд № 4). Мы видим, как обрушилось производство металлорежущих станков, а ведь свои станки – это важнейшая составляющая настоящей независимости государства. Они необходимы, в том числе, для оборонной промышленности. А у нас в течение последних десятилетий твердили, что можно просто завезти станки из-за рубежа. Но в условиях действия более чем 10 тысяч антироссийских санкций, в условиях настоящей гибридной войны возрождение отечественного станкостроения является ключевой задачей.
В советское время в Поволжье был создан мощнейший автомобилестроительный производственный комплекс. Крупнейшее производство грузовиков было создано в Советской Татарии. Легковые автомобили производились в Куйбышевской, Горьковской и Ульяновской областях, в Удмуртской АССР. Что мы имеем сегодня? (слайд № 5) В 2022 году производство легковых автомобилей в регионах ПФО оказалось в 4 раза меньше, чем в 1990 году. Причем эта цифра – 4 раза – в неполной мере отражает упадок отрасли. Потому что большая часть рабочих мест в автомобилестроении – это производство автокомпонентов. В советское время практически все они были отечественные, а при капитализме в Россию запустили западные автоконцерны, которые стремились опустить наше автопроизводство до уровня «отверточной» сборки. В регионах ПФО это убило сотни тысяч рабочих мест в сфере производства автокомпонентов. А когда были введены масштабные западные санкции, обрушился и уровень производства самих автомобилей. КПРФ многократно предупреждала об опасности ставки на импортные агрегаты и комплектующие в автомобилестроении. К сожалению, нас не слушали.
В советское время в Поволжье, а именно – на Саранском экскаваторном заводе, производилась треть всех экскаваторов РСФСР (слайд № 6). За годы капитализма это важное производство практически полностью уничтожено. Последние цифры производства экскаваторов в ПФО относятся к 2020 году. Дальше в этой графе стоят красноречивые прочерки.
В советское время в Поволжье было создано также масштабное производство бытовой техники (слайды №№ 11, 12). Речь прежде всего о холодильниках и стиральных машинах. Как мы видим, эти производства тоже понесли при капитализме большие потери и выпускают сейчас значительно меньше продукции, чем в 1990 году.
Настоящему разгрому при капитализме подверглась легкая промышленность Поволжья (слайды №№ 13, 14, 15). Производство трикотажных изделий упало более чем в 6 раз, чулочно-носочных – более чем в 4 раза, обуви – более чем в 5 раз.
Северная часть Поволжья богата лесом. Прежде всего – Пермский край и Кировская область. Но при капитализме очень сильно пострадала лесопереработка (слайд № 16). Производство пиломатериалов в регионах ПФО упало почти в 4 раза. Нормой при капитализме стал вывоз леса за рубеж в виде совершенно необработанного кругляка.
Именно деградация промышленности стала главным фактором, предопределившим упадок региона при капитализме.Подробнее в ВК