Принял участие в научно-практической конференции «Правовая политика государства» в Санкт-Петербургском государственном университете
Поблагодарив организаторов конференции за возможность выступить, перечислил ключевые законодательные инициативы фракции КПРФ. Это проекты Избирательного и Трудового кодексов РФ. Они были подготовлены при участии авторитетных экспертов. В этом принципиальный подход депутатского объединения коммунистов в нижней палате парламента: опора на мнение компетентных специалистов, их активное участие в подготовке документов. КПРФ всегда открыта для сотрудничества с экспертным и научным сообществом.
В разработке многих законопроектов самое активное участие принимал представитель фракции КПРФ, высокопрофессиональный и опытный юрист, первый зампред комитета по госстроительству и законодательству Юрий Синельщиков.
После известных событий 24 июня 2023 года возникла необходимость законодательно отрегулировать деятельность частных военных компаний в России. Но КПРФ придерживается ещё более жёсткой позиции: в стране должны функционировать только силовые структуры, учреждённые государством, и ему подконтрольные. По крайней мере, копировать зарубежный опыт частных военизированных организаций нам точно не следует.
Выступая на конференции, также озвучил ряд проблем современного российского уголовного законодательства. Прежде всего, это его крайняя нестабильность. К примеру, статьи УК РФ, предусматривающие наказания за такие преступления, как незаконное предпринимательство; легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых другими лицами преступным путём; террористический акт; незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта; пересматривались по семь раз.
Имеет место и так называемое возвратное правотворчество, когда за непродолжительное время отношение к одному и тому же вопросу меняется на строго противоположное. Классический тому пример – декриминализация клеветы и её последующее возвращение в УК.
Помимо того, часто приходится сталкиваться с преувеличением значимости уголовного законодательства как средства борьбы с преступностью, с попытками превратить уголовный закон в главный регулятор общественных отношений.
Ещё одна проблема – «мода» на внесение изменений в Уголовный кодекс по ситуативным криминализационным поводам, а не по тенденциозным социальным показаниям. Чего стоит скоропостижное введение норм о повышенной и обособленной ответственности сотрудников органов внутренних дел после стрельбы по людям одного негодяя в милицейской форме в одном из торговых центров. Но, кроме полиции, в России есть и другие правоохранительные органы, однако, принятая 13 лет назад поправка не учла это обстоятельство. Тем самым, произошла фактическая дискриминация сотрудников органов внутренних дел по сравнению с работниками ряда других силовых структур. По инициативе фракции КПРФ данная норма была исключена из УК РФ.
Другая проблема – несправедливость, несбалансированность целого ряда санкций и иных положений уголовного закона, неопределённость некоторых норм, ведущая к чрезмерному расширению полномочий суда. Так, в 2011 году поправками в УК РФ было расширено судейское усмотрение путём снятия нижнего предела санкций в 68-ми статьях. Нигде в мире, кроме России, у суда нет возможности назначать за тяжкое преступление наказание в виде лишения свободы на срок от 2 месяцев до 15 лет.
Причём это отмечают уже не только эксперты, но и простые граждане, недоумевающие: как можно назначить условный срок или символические два месяца за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью?! Такие нормы дают широкий простор для судейского усмотрения и обладают гигантской степенью коррупциогенности.
Ещё одна негативная тенденция – расширение рамок административной преюдиции, ведущее к игнорированию принципа законности. В последние годы регулярно вводится уголовная ответственность за неоднократные административные проступки. Такая норма закреплена в 30-ти статьях УК РФ, она применяется судами, становясь порой способом расправы над политическими активистами. И коммунисты с этим уже неоднократно сталкивались.
Наконец, для людей представляет проблему неясность и сложность изложения нормативного материала. Им бывает непросто понять, что означает та или иная статья закона.
Описанные тенденции в развитии уголовного законодательства неоднократно критиковались депутатами фракции КПРФ как в Государственной Думе, так и на различных юридических форумах и конференциях. Многие из законопроектов в этой сфере коммунисты не поддержали.
Поэтому позиция фракции КПРФ состоит в том, что все законопроекты должны обсуждаться и тщательно прорабатываться с учётом общественного мнения и при участии экспертного сообщества.
В завершение своего выступления ещё раз поблагодарил организаторов за возможность принять участие в конференции и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество.Подробнее в ВК