Нет – сегрегации в сфере образования и дистанционке! Да – образованию для всех!
Лидер коммунистов охарактеризовал ситуацию в отечественном образовании и обозначил основные положения программы КПРФ по его возрождению.
Геннадий Зюганов приводит следующие факты:
- Современная Россия скатилась по доле расходов на образование на 120-е место в мире.
- За годы погромной «оптимизации» количество школ сократилось в России более чем на 29 тысяч.
- В российской школе уже осуществлена программа социальной сегрегации. Произошло разделение на немногочисленные элитные школы и лицеи и деградирующую массовую школу.
- Значительно сокращены учебные часы по важнейшим предметам: математике, физике, химии, биологии.
- Система ЕГЭ привела к натаскиванию старшеклассников на «угадайку». Молодёжь перестаёт мыслить системно и широко, утрачивает способность к глубокому анализу.
- 70% абитуриентов, желающих получить университетский диплом, не обладают элементарными навыками самостоятельного анализа информации.
- Вузы продолжают буквально за уши тянуть откровенно слабых студентов. В противном случае навязанная им полуфеодальная система «подушевого» финансирования урежет учебному заведению бюджет.
- Первокурсники факультета журналистики МГУ писали установочный диктант. Только пятая часть студентов сделала в нём не больше восьми ошибок. Остальные допустили по 20-25 ошибок в тексте довольно скромного объёма.
- «Оптимизаторы» образования призывают к ускоренному переводу массовой школы в режим дистанционного обучения, к закреплению такой практики уже независимо от эпидемической ситуации. К тому, чтобы учителей вытеснили «цифровые ассистенты».
- Большинство российских учителей – это люди пенсионного и предпенсионного возраста. На молодых специалистов до 35 лет в школе приходится лишь 13%.
- В 2012 году в «майских указах» президента была сформулирована задача довести зарплату учителей как минимум до средней по региону. Но на деле она так и не решена.
- Нас уверяют, что в среднем по стране зарплата учителей достигает 46 тысяч в месяц. Но, во-первых, такие зарплаты образуются за счёт непосильных нагрузок педагогов, работающих на две-три ставки. Во-вторых, статистика привычно замеряет «среднюю температуру по больнице» без учёта ситуации в конкретных регионах. В то время как типовая учительская ставка, базовый оклад, колеблется от 3 до 20 тысяч в месяц!
- Учителя ради элементарного выживания вынуждены взваливать на себя немыслимые нагрузки, достигающие 36-40 часов в неделю. Сегодняшняя бюрократия откровенно цинично взваливает на учителя ещё и бессмысленную бумажную отчётность.
- На том же голодном пайке остаётся и большая часть высших учебных заведений. Даже в Москве нынешняя средняя ставка вузовского профессора – 35-40 тысяч рублей, ставка доцента – 25 тысяч, ассистента – от 15 до 20 тысяч.
- Расчётная стипендия российского студента вуза – издевательские 13% от официально установленного прожиточного минимума против 80% в СССР.
Программа спасения образования. Предложения КПРФ
- Затраты государства на образование должны быть удвоены и составлять не менее 7% от ВВП.
- Во всех регионах зарплата учителя должна быть не ниже средней по России. И не с учётом нескольких ставок, а с учётом одной, предполагающей 18 учебных часов в неделю. В сфере профтехобразования оклады преподавателей необходимо как минимум удвоить. А ставки вузовских преподавателей довести до уровня, не менее чем вдвое превышающего среднюю российскую зарплату.
- Необходимо устранить существенный разрыв в оплате труда учителей и преподавателей столичных и региональных школ и вузов.
- Студентам вузов и профессионально-технических учебных заведений необходимо гарантировать стипендию не ниже прожиточного минимума.
- Сельским педагогам нужно вернуть двадцатипятипроцентную надбавку к зарплате, существовавшую в советское время. И предоставить им льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
- Как и в случае с медициной, мы должны решительно отказаться от взгляда на образование как на услугу, от любого оправдания его коммерциализации. Лишь это позволит покончить с сегрегацией в образовании по социальному признаку.
- Мы убеждены: образование, как и медицина, должно быть доступным и бесплатным для каждого.
- Бесплатными должны стать и специальные образовательные программы для лиц старшего поколения.
- В первую очередь необходимо покончить с практикой приёма на платной основе в медицинские вузы и училища. Категорически недопустимо, чтобы доступ к профессии врача за деньги открывался людям, не имеющим необходимых для неё способностей и лишённым искренней преданности ей.
- Система ЕГЭ способствует обесцениванию знаний школьников и в конечном счёте ведёт к опасному падению качества среднего образования. Необходимо отказаться от неё и вернуться к практике классического экзамена.
- Перевод школьников на дистанционное обучение возможен только в тех случаях, когда это реально обосновано тяжёлой эпидемической ситуацией в стране или в отдельном регионе. И только с согласия родителей, 93% которых, согласно опросам, выступают против такого перевода.
- Из школ и вузов нужно решительно изгнать учебники, проповедующие русофобию, отрицающие идеологию социальной справедливости и равенства, очерняющие и искажающие отечественную историю.
Писатель Герберт Уэллс говорил: «История человечества превращается в гонку между образованием и катастрофой». Эта мудрая мысль особенно актуальна для нас сегодня. На одну чашу исторических весов перед нами положена губительная перспектива окончательной деградации. На другую – задача нравственного, социального и экономического возрождения, осилить которую можно лишь с оздоровлением ситуации в образовательной сфере.
Полный текст статьи Геннадия Зюганова:
https://kprf.ru/party-live/cknews/207211.htmlПодробнее в ВК