Дороги, построенные за бюджетные деньги, нельзя делать коммерческими
На недавнем совещании президента с членами правительства Силуанов назвал платные автодороги «абсолютно нормальной» моделью, которая «применяется во всём мире». Однако, по его же словам, в России «эти модели не очень хорошо складывались».
Как признал министр финансов, при строительстве платной автодороги «Москва – Санкт-Петербург» (М-11 «Нева») планировались доходы от момента сдачи до 2021 года в сумме 45 млрд рублей, а в реальности оказалось, что наскребут на треть меньше – 31, да и то лишь к 2024 году. С недавно открытой в Подмосковье ЦКАД рассчитывали до того же 2024 года получить 118 млрд рублей в виде сбора платы за проезд, а сейчас планируется… только 20 млрд руб.!
Глава Счётной палаты РФ Кудрин подтвердил убыточность новой платной автомагистрали между двумя столицами: прогнозная интенсивность движения на трассе М-11 «Нева» была завышена в 2,5 раза! Из-за того, что концессионер недополучил доход, государство выплатило ему дополнительно 5,6 млрд руб.
А на строительство этой автомагистрали против первоначальных 350 млрд рублей ушло 520 млрд, из них 370 млрд – бюджетные. То есть, концессионер получает деньги и с проезжающих по дороге машин, и от государства.
Между тем претензий к платным дорогам России – хоть отбавляй. На одних участках (обходы Одинцова и Химок-Зеленограда) – запредельные тарифы (15-18 руб./км), на других – скоростной режим, как на обычной дороге, на третьих – отсутствие освещения, а где-то – всё вместе, плюс заторы и пробки в местах взимания платы и ремонтов.
ЦКАД сдана без 25-километрового участка от трассы М-2 «Крым» до М-3 «Украина». Развязки ЦКАДа с Носовихинским, Щёлковским и Дмитровским шоссе просто не построены. Ну и тарифы: проезд по ЦКАД от трассы М-10 «Россия» до автомагистрали М-2 «Крым» (около 220 км) днём на легковушке обойдётся в 1065 рублей.
Между тем, опыт строительства и эксплуатации платных дорог есть во многих странах, даже в «красном» Китае. Общая протяжённость скоростных дорог там составляет уже порядка 150 тыс. км, и это не предел (в России таковых пока и 5 тыс. км не наберётся). Большинство из них там эксплуатируется на коммерческой основе, но имеет бесплатную альтернативу. В КНР есть государственные платные дороги (построены за счёт бюджета) и негосударственные (сооружены за счёт частных средств). Первые станут бесплатными через 15 лет после начала эксплуатации, вторые – через 25 лет. Для сравнения: в России «коммерческие» участки дорог отданы в концессию до 2109 года, то есть на 90 и более лет.
Весной я призывал правительство РФ отменить взимание денег за проезд по платным участкам на период коронакризиса. Но у чиновников, видимо, в приоритете интересы коммерсантов от дорожной отрасли. А вот в Китае с середины февраля до начала мая 2020 года сделали бесплатным проезд по таким дорогам.
Позиция КПРФ: любая дорога, проложенная за счёт бюджета, должна быть бесплатной. А платными – только построенные с помощью частных инвестиций с бесплатным или льготным проезд для ряда категорий водителей и машин. Через 20-25 лет такая дорога должна быть передана государству для некоммерческой эксплуатации. Аппетиты «жирных автодорожных котов» и их покровителей давно пора укротить!Подробнее в ВК