Идея министра преподавать 80% гуманитарных дисциплин в дистанционном режиме грозит разрушением системы образования

В праздничной суете осталось почти незамеченным предложение министра образования и науки РФ Фалькова и после эпидемии сохранить дистанционный режим преподавания в вузах для 80% гуманитарных дисциплин. Характерно, что в этом же интервью чиновник признал: «качественное высшее образование не может быть только дистанционным или удалённым». Но зачем же тогда предлагается резко снизить качество высшего образования во всей стране, переведя почти всё гуманитарное образование на рельсы дистанта?
Значительная часть гуманитарного образования в России – это подготовка педагогов. У меня первое высшее образование – педагогическое, есть опыт работы в школе. Как можно дистанционно вырастить будущего учителя? Изучение педагогики и психологии в принципе предполагает живое общение, вовлечённость, совместный разбор и разыгрывание преподавателем и студентами педагогических ситуаций. А как можно дистанционно научить методике преподавания той или иной дисциплины? Как можно стать настоящим учителем, не постояв с указкой у доски, не посмотрев в глаза аудитории, не научившись управлять её вниманием? Никак. Ну разве что это будет новое поколение «электронных» педагогов, которые будут готовиться учить школьников только дистанционно. Но это уже путь к полной образовательной катастрофе.
Помимо педагогов, есть множество других гуманитарных специальностей, которые совершенно невозможно преподать дистанционно на сколько-нибудь пристойном уровне.
И, похоже, беда подстерегает не только гуманитариев. Вот ещё одна цитата из интервью: «Если ты готовишь инженера, то ты понимаешь, что часть дисциплин ты ни при каких условиях не переведёшь в дистант». Это можно понимать и так: всё, что можно перевести на дистанционку, переведём.
Конечно, министр повторил в своём интервью любимую мантру «дистанционщиков»: дескать, выдающийся заочный преподаватель даст вам больше, чем плохой очный. Извините, но при таком подходе можно договориться и до роспуска всех вузов. Ведь публичные лекции множества выдающихся учёных сегодня можно совершенно бесплатно посмотреть на Youtube. И все учебники можно скачать из интернета. Но это совершенно не может заменить работы обычного преподавателя, который готов по многу раз разъяснять студенту его ошибки и указывать верный путь.
По сути, «дистанционщики» покушаются сегодня на основы высшего образования, которые складывались столетиями. На университетскую атмосферу – среду постоянного живого общения тысяч студентов и преподавателей, которая веками дарила человечеству знания, открытия, прогрессивные идеи.
Сегодня мы просто не имеем права благодушно относиться к подобным заявлениям чиновников. Да, первая попытка подвести правовую основу под дистант отбита совместными усилиями родительской и педагогической общественности и фракции КПРФ в Госдуме. Законопроект о дистанционке отозван.
Но, как мы видим, продолжается интенсивный зондаж общественного мнения. Намерения очевидны: попытаться после эпидемии сделать удалёнку стандартом образования, по крайней мере, высшего. Сейчас всем нам – законодателям, экспертному сообществу, родителям, педагогам, студентам – нужно сплотиться и дать жёсткий отпор «дистанционщикам». Иначе со временем мы получим эпидемию невежества с такими тяжелейшими последствиями во всех сферах нашей жизни, что на их фоне эпидемия коронавируса покажется просто мелкой проблемой.Подробнее в ВК