Два года «мусорной реформы»: цены выросли, а переработка так и не появилась

1 января 2019 года стартовала так называемая «мусорная реформа».
Скоро будет уже два года, как реализуется масштабный проект, призванный полностью избавить Россию от свалок и привести к созданию новой отрасли экономики — переработке ТКО.
В рамках своеобразного «юбилея» проекта Счетной палатой был проведен аудит достигнутых результатов. Как вы, наверное, уже догадались, пока реформа ничего нового, кроме роста тарифов, не принесла. При этом основная тягота реализации реформы легла на плечи беднеющего населения.

Пока реформа привела только к созданию новой формы олигархии — мусорной. Так называемые «региональные операторы» в рамках реализации законодательства просто монополизировали вывоз и захоронение ТКО, осуществляя его без каких-либо существенных инвестиций в перерабатывающую отрасль.

Как следует из доклада Счетной палаты, уровень переработки отходов не превышает 7%, а при исчерпании мощностей существующих полигонов это грозит серьезными экологическими проблемами.

В отчете справедливо указывается, что «на уровне регионов основной источник инвестиций — это платежи населения, размер которых зависит от нормативов накопления ТКО и соответствующих тарифов. Однако здесь возникает проблема прозрачности этих расчетов. Как показал анализ, нормативы в разы отличаются даже в сопоставимых районах. Так, тарифный диапазон на услуги региональных операторов в 2019 году составлял от 244 до 1 411 рублей за один кубометр. Следствием стала низкая собираемость — 79 % в 2019 году и 76 % в первом полугодии 2020 года».

Также отмечается, что сегодня практически полностью отсутствуют меры по стимулированию населения использовать многооборотные товары, тару и упаковку. Отсутствуют и мероприятия по раздельному сбору отходов. То есть, констатируется фактический провал как целей, так и имеющихся механизмов проведения реформы обращения с твердыми коммунальными отходами.
При анализе материалов Счетной палаты у меня возникают вопросы в реалистичности 36% утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) к 2024 году в России. Именно такие показатели были прописаны в нацпроекте «Экология».

Приходится констатировать, что, как и прочие «реформы», реформа обращения с ТКО не только не достигла указанных целей, но в процессе реализации создала новые олигархические структуры при повышении платы за сбор отходов с населения и бизнеса без какого-либо изменения конечного результата.

Ситуация тревожная. Особенно если учесть, что система утилизации отходов не является «терра инкогнита», а напротив — в других государствах имеется весьма успешный опыт реализации подобных программ. Не нужно бояться брать имеющиеся передовые практики, улучшать их, оттачивать и внедрять на российскую почву. В любом случае это будет лучший вариант, чем создание «мусорно-олигархических кланов», которое мы наблюдаем в России сегодня.

https://youtu.be/yguKFgf8xHAПодробнее в ВК