В пандемию олигархи словно взбесились и замахнулись даже на Байкал
В ходе поездки в Иркутскую область выступил на рабочем совещании «Проблемы правового регулирования и обеспечения экологической безопасности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Главной темой стали недавние изменения законодательства по охране озера Байкал. Речь идет о законе №254-ФЗ от 31 июля 2020 года. Фракция КПРФ голосовала против. И вот почему.
Этот закон принят в целях расширения транспортной инфраструктуры и прежде всего – увеличения пропускной способности Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей. Но кому в рамках нынешней российской экономики в первую очередь это нужно? Не людям, живущим вокруг Байкала. Бенефициары этого закона – сырьевые корпорации, которые хотят вывозить за рубеж еще больше российского сырья. Нам пытаются навязать вывоз сырья как единственный способ наполнения государственной казны. Но это тупиковый путь для 21 века. Нужно высокотехнологичное развитие, которое и предлагает программа КПРФ. А сырьевые корпорации, ради которых и будут расширять Транссиб, широко используют оффшорные схемы и в должной мере не платят налоги ни в регионах, ни в федеральном центре. Олигархи в пандемию словно взбесились и пытаются урвать как можно больше денег, невзирая на последствия. Замахнулись даже на Байкал!
Закон №254-ФЗ на период до 31 декабря 2024 года разрешает проведение сплошных рубок леса, в том числе непосредственно на берегу озера Байкал. РЖД заверяет нас, что будут вырубать лишь небольшие лесные полосы шириной 10-15 метров вдоль действующих железных дорог. Но никаких правовых гарантий, что будет именно так, у нас нет.
Список объектов, под которые можно проводить вырубку леса, будет определяться правительством. Причем это могут быть не только объекты, непосредственно связанные с железной дорогой, но и автодороги общего пользования, мосты, порты. Поэтому масштабы рубок могут оказаться в разы больше тех, чем предполагают нынешние, самые пессимистичные прогнозы экспертов.
Этим же законом вносятся поправки в закон об особо охраняемых природных территориях. Теперь региональные и муниципальные власти могут изменять границы этих территорий регионального или местного значения, исключая из них земли, предназначенные для строительства объектов Транссиба и БАМа.
Изменения вносятся также в закон об экологической экспертизе. На период до 2025 года проводить ее при модернизации магистральной инфраструктуры БАМа и Транссиба не требуется. Это означает, что на всех особо охраняемых территориях, в том числе и на Байкале, без какой-либо проверки экологической безопасности можно будет строить все что угодно. По сути, разрушается единственный механизм, с помощью которого общественность может контролировать бизнес-проекты, предотвращая нанесение непоправимого ущерба природе.
Представьте, что РЖД решит построить хранилище топлива для тепловозов прямо на берегу Байкала. Дикость? Но теперь никто по закону не сможет этому помешать. А ведь утечка из такого хранилища может привести к экологической катастрофе, по сравнению с которой недавняя катастрофа на Таймыре покажется утренником в детском саду.
Теперь для защиты Байкала есть два пути. Первый путь – продолжение парламентской борьбы. На осенней сессии фракция КПРФ снова поднимет вопрос об этом законе и предложит скорректировать наиболее вопиющие его положения.
Второй путь – протесты. Если жители увидят, что реализация закона ведет к экологической катастрофе, то размах протеста будет не меньше, чем в Шиесе Архангельской области. А там власти пришлось пойти на уступки. Даже пришлось убрать губернатора, согласовавшего проект строительства гигантской свалки для московского мусора, и назначить нового и. о. главы региона.
КПРФ рассматривают сегодня защиту природы и тем более такого уникального природного наследия, как Байкал, как важнейший приоритет.Подробнее в ВК