Чтобы сдержать рост цен, надо отменять систему «Платон» и платные дороги

Падение доходов россиян и рост цен – вот сегодня две главные тенденции в экономике страны.
По оценке Ассоциации компаний розничной торговли, цены на продукты питания в ближайшее время вырастут в среднем на 5-15%, а по отдельным позициям – на 30-50%. О неизбежности роста цен на свои услуги заявили сотовые операторы и провайдеры интернета.
Одновременно у значительной части граждан сокращаются или вовсе обнуляются доходы. Падение доходов и рост цен ведут к резкому обрушению уровня жизни большинства населения. Угроза возвращения в ельцинские 90-е встает в полный рост. В такой ситуации действия, направленные на обуздание роста цен, приобретают исключительное значение. Одной из таких мер должно стать снижение платежной нагрузки на отрасль автоперевозок.
По данным Росстата, на долю автомобильного транспорта приходится порядка 70% всех перевозок грузов в России. Рост стоимости автоперевозок сказывается на ценах практически всех групп товаров.
С 2015 года в нашей стране действует система «Платон». В ее рамках взимается плата за проезд с грузовиков массой свыше 12 тонн. Предприниматели, работающие в сфере грузовых автоперевозок, – как ИП с одним собственным грузовиком, так и владельцы парка с наемными водителями – заявляют, что в нынешних кризисных условиях данная статья затрат становится критичной для выживания их бизнеса.
Другой фактор, давящий как на отрасль грузовых перевозок, так и на карманы граждан-автомобилистов, – рост числа платных участков автомобильных дорог. Платных дорог становится все больше. Чиновники считают возможным делать платными даже участки дорог с весьма посредственным уровнем комфорта для водителей. Не только автострады, но и дороги, где скорость движения ограничена всего 90 км/час. И участки без искусственного освещения.
Платные дороги находятся в доверительном управлении государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»). Основное содержание деятельности компании: получив в управление федеральные дороги, она их реконструирует (причем в основном на государственные деньги), а затем делает платными.
Решение, которое напрашивается: перестать тратить деньги на содержание такой дорогостоящей «прокладки», как ГК «Автодор», ликвидировать эту компанию и прямо направлять государственные деньги на строительство и реконструкцию государственных дорог. А с платностью дорог покончить, поскольку это будет прямо препятствовать выходу российской экономики из кризисного пике.
А если правительство пока не готово принять такое решение, то нужно по меньшей мере на время прекратить взимание платежей в рамках системы «Платон» и платы за проезд по дорогам, находящимся в управлении ГК «Автодор». Хотя бы до конца 2020 года. Это поможет избежать банкротства транспортных предприятий и раскручивания маховика роста цен.
Эти меры сформулированы в депутатском запросе, который будет направлен мною на имя председателя правительства России Мишустина.Подробнее в ВК