Местные жители не должны платить за проезд по федеральной трассе!

С тех пор, как «Автодор» сделал платными два участка трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае, местным жителям приходится платить немалые деньги за передвижение между соседними станицами! Пострадали жители сразу пяти районов – Кущевского, Павловского, Крыловского, Кореновского и Динского. Тариф на одном участке протяженностью 76 км – 140 рублей для легковой машины, на другом (124 км) – 200 рублей. Чтобы доехать днем из Кущевской до Павловской и вернуться обратно, надо выложить 280 рублей. А если жителю Кущевки надо съездить в Краснодар и обратно, то он заплатит «Автодору» дань уже на двух участках – 680 рублей! Транспондер проблему не решает: даже со скидкой выходит очень накладно, особенно если приходится ездить каждый день.
В этих районах Краснодарского края, как и во всей России, плохо обстоят дела с занятостью по месту жительства. Очень часто люди ездят на работу в соседнее село, райцентр, а то и в Краснодар. И теперь они должны изрядную часть своих с трудом заработанных денег отдать «Автодору», чтобы до работы доехать. Скажем, из 15 тысяч рублей в месяц (примерно столько платят на сельхозпредприятии) – отдать половину. Да с какой стати?
В капстранах с развитой дорожной сетью федеральные дороги обычно отделены от региональных и местных, имеют редкие пересечения с ними на развязках. Если по этим дорогам устанавливается платный проезд, это не мешает местным жителям бесплатно ездить по своей округе. Но в России большинство нынешних федеральных трасс – дороги, построенные еще при социализме, когда платная дорога могла привидеться только в кошмаре. Поэтому эти трассы являются органичной частью региональной и местной дорожной сети. Когда участки этих дорог делаются платными, то нормальных вариантов объезда платных участков просто не существует. Дорога в объезд будет намного длиннее и худшего качества.
В прошлом году, когда открыли первый платный участок в Краснодарском крае, жители активно протестовали, устраивали пикеты на трассе. «Почему мы должны платить за проезд по дороге, которую строили наши отцы и деды?» – справедливо возмущались протестующие. С помощью полиции протест удалось подавить, но люди не смирились. К концу января они собрали 16 тысяч подписей и устроили массовый народный сход в станице Павловской. Тогда местные чиновники зачесались и провели трехстороннюю встречу активистов, краевых и муниципальных властей и представителей «Автодора». Правда, разговор явно не задался: плату для местных жителей никто отменять не собирается, речь шла лишь о «скидках». Всерьез надавить на госкомпанию региональные власти не могут – или не хотят связываться с большими чинами из Москвы, которые «Автодор» курируют. В итоге лидеры протестующих просто встали и ушли с этой встречи.
Я подготовил по поводу ситуации в Краснодарском крае депутатский запрос министру транспорта Дитриху. Наша позиция: местные жители должны быть освобождены от платы за проезд по трассе М-4 «Дон». И в целом: дороги, построенные за счет бюджета, должны оставаться бесплатными, передавать их в коммерческую эксплуатацию нельзя.Подробнее в ВК