Дороги, построенные за счёт государства, должны быть бесплатными!
Минтранс объявил о намерении через два года передать автодорогу «Адлер-Красная Поляна», построенную к Олимпиаде в Сочи, компании «Автодор» для эксплуатации на платной основе. Дорога строилась как современный дублёр Старого Краснополянского шоссе одновременно с железной дорогой до «Розы Хутор». Проект был реализован на средства федерального бюджета (241 млрд руб.) и госкомпании РЖД (32 млрд), всего 273 млрд руб. (по другим данным, окончательная стоимость составила 285 млрд руб.).
При строительстве автодороги никто не заявлял, что в перспективе она станет платной. И с чего бы ей быть таковой? Она в основном двухполосная, второй технической категории, с максимальной разрешённой скоростью движения 90 км/ч, со множеством тоннелей и большим количеством участков ограничения скорости в условиях горной местности. Так за что там собираются взимать плату – лишь за саму возможность проезда? Минтранс создаёт опасный прецедент: получается, что любая автодорога в стране может стать платной.
В управлении госкомпании «Автодор» уже находится ряд федеральных автодорог, которые эксплуатируются на платной основе. Одни участки управляются оператором самого «Автодора», другие – привлечёнными: ООО «Объединённые системы сбора платы», АО «Новое качество дорог». То есть государство породило целую цепочку посредников между собой и теми, кто ездит по платным дорогам. И кормятся все эти «прокладки» за счёт бюджета (от 75 до 90% затрат по строительству и реконструкции платных дорог финансируется из федерального бюджета), водителей, пассажиров. А также покупателей товаров, перевезённых по этим участкам, – ведь транспортные расходы уже зашиты в их стоимость. Не будем забывать, что за проезд по дорогам водитель ранее заплатил через акциз на топливо и налог на свой автомобиль. В этом суть современного российского капитализма – национализация убытков и приватизация прибылей.
В ноябре было торжественно объявлено, что сдана в эксплуатацию автодорога М-11 «Нева». Правда, северный обход Твери так и не построен – его только начали проектировать. Там движение осуществляется по старой автодороге М-10 «Россия», включая участок в черте города со скоростью движения 60 км/ч.
К трассе «Нева» много нареканий: там не работает даже голосовая мобильная связь, почти нет нормальных заправок, туалетов, пунктов общепита, не всегда есть освещение. А тарифы на проезд по М-11 для легковых автомобилей от Москвы до Петербурга сравнимы со стоимостью бензина на эту поездку: 1820-2020 рублей (будни-выходные), с транспондером – 1350-1500 рублей. Сколько будет стоить проезд, когда построят обход Твери – неизвестно.
Между тем более 70% стоимости строительства трассы М-11 оплачено из кармана налогоплательщика. Почему же он должен платить немалые деньги, чтобы по ней ездить?
В послании Федеральному Собранию президент пообещал, что часть денег Фонда национального благосостояния (ФНБ) будет расходоваться на строительство инфраструктурных проектов, и в частности – федеральных автодорог. Это замечательно, мы давно говорим, что деньги ФНБ надо тратить на развитие страны. Но где гарантии того, что новые дороги, построенные за бюджетный счёт, не станут платными? То есть что россиян не заставят платить за свое «национальное благосостояние»?
Думаю, абсолютное большинство наших сограждан согласятся с тем, что дороги, построенные за бюджетные деньги, должны оставаться бесплатными.Подробнее в ВК