Почему в Германии билеты на поезд дешевеют, а в России только дорожают?

Правительство Германии уменьшает ставку НДС на железнодорожные перевозки, чтобы «Дойче Бан» — государственный ж/д перевозчик-монополист — снизил цены на билеты. А в России билеты на поезда становятся всё дороже.

Железные дороги России и Германии чем-то похожи: в обеих странах существуют компании-монополисты со 100% госучастием. И у них, и у нас пригородный комплекс выделен в отдельный сегмент, в котором работают, в том числе, частные компании-перевозчики. Однако объёмы перевозок в Германии в полтора раза больше, чем у нас. Это притом, что население России почти вдвое больше. Из российских пассажирских ж/д перевозок почти 90% — пригородные. Свыше 70% этих перевозок приходится на Москву и Подмосковье, и только 21% — на всю остальную Россию.
А ведь в российской глубинке железнодорожный транспорт порой является безальтернативным.
В Германии же есть и скоростные автобаны, и хорошо развитое внутреннее авиасообщение. А с 1 января 2020 года, как сообщают СМИ, НДС на железнодорожные пассажироперевозки снизят до 7%. Благодаря этому, цены на ж/д билеты должны упасть на 10%. Это стимулирует переход части пассажиров с авиатранспорта на железнодорожный.

У нас в России железнодорожное сообщение вот уже несколько лет не облагается налогом на добавленную стоимость. Но, несмотря на фактическое отсутствие НДС, мы имеем постоянно растущие цены на билеты и низкие объёмы перевозок. Почему?

Самое общее объяснение: в Германии мобильность населения выше вследствие более высокой покупательской способности. Кроме того, там, как и во многих других странах Европы, а также как в социалистическом Китае, активно развивается высокоскоростное ж/д сообщение, которого в России пока в принципе нет. Зато у нас уже около 20 миллионов человек живут в условиях крайней нужды. Десятки миллионов россиян никогда не выезжают не только за пределы своих регионов, но и населённых пунктов.

Конечно, есть у нас и достижения. Появляются новые вагоны. Но подвижной состав обновляется, в первую очередь там, где пассажиропоток выше — вокруг столицы и в иных крупных агломерациях, на маршрутах к курортам Черноморского побережья.

https://youtu.be/kRviXh8d0ZsПодробнее в ВК